Руководство и прохождение по "Крестоносцы (Crusader Kings)". Руководство и прохождение по "Крестоносцы (Crusader Kings)" Крестоносцы 2 советы

Серия Crusader Kings – моя любимая у Paradox. Спору нет, Europa, Victoria и Hearts of Iron превосходны, глубоки, познавательны и тоже отняли у меня немало часов жизни, но все-таки ближе всего моей душе феодальное интриганство, роль личности в истории и прочее, чем славны именно «Крестоносные Короли».

Поскольку слушатели подкаста регулярно вопрошают «Купил по вашим рекомендациям CKII – КАК в это вообще играть?!», Ауралиен подбил меня на написание маленькой вводной для новичков. Это не инструкция по интерфейсу игры («чтобы увидеть численность своих ополчений, откройте военную вкладку») и не конкретный гайд типа «как создать буддийскую Татарию к 1000 году», а именно общие рекомендации новичкам – чтобы им было интересно играть, чтобы их сразу не убили, и так далее.

  • Покупать лучше специальный комплект начинающего, он так в Steam и называется. Там достаточно широкий набор механик, но не слишком, чтобы не заблудиться.
  • Хороший выбор стартового персонажа – ирландский феодал в Высокое средневековье. Викингов уже почти не осталось, сильные враги острову не угрожают, можно спокойно заняться объединением Ирландии под своим стягом и короноваться в итоге.
  • Ваша важнейшая характеристика – управление (stewardship), она определяет размеры личного домена. Военное дело (заметно влияет на общую численность ополчений) тоже важно. А вот книжником феодалу быть не настолько важно, для того есть попы и писари.
  • Не пренебрегайте пирами, ярмарками и тому подобными мероприятиями. Они дают небольшие, но приятные плюсы, а еще там можно приобрести хорошие черты личности.
  • Или плохие – пьянство, например.
  • Престиж при прочих равных важнее золота. Бедный король – норма, неуважаемый король – нонсенс. Кроме того, ваш итоговый счет в игре строится именно из комбинации престижа и благочестия династии, а бренный металл не учитывается никак.
  • В личном домене следует иметь два герцогства общей площадью 5-6 провинций – больше контролировать будет трудно, и вассалы обижаются.
  • Самих вассалов надо держать в черном теле – герцог должен иметь одну личную провинцию, остальное раздать графам и сделать его вассалами.
  • Запрещайте вассалам воевать друг с другом – это кончится тем, что какой-нибудь смутьян навоюет себе домен размером с ваш и начнет претендовать на трон.
  • Идеальный вассал имеет вашу культуру и религию, черту “Довольный” (ну или хотя бы не “Амбициозный”!) и не родственник вам.
  • Ваш главный советник – мастер шпионов. От него зависит само ваше существование. В идеале, это должен быть незнатный, но талантливый негодяй, питающий к вам самые теплые чувства. Для мастера шпионов не стоит скупиться на почетные должности (например, чашника), устроение его желаний (хочет жениться? вот ему молодую дворянку!), приглашение на пьянки и прочие способы налаживания отношений.
  • И ни в коем случае не назначайте мастером шпионов своего сына! Или вообще человека, которому выгодна ваша смерть. А вот жена или, лучше, мама будут практически идеальными кандидатами при прочих равных.
  • В казне следует иметь 200 монет как НЗ. Это позволит набрать наемников в случае нападения сильного соседа или мятежа вассалов.
  • Все, что сверх этого, смело тратьте на развитие своего домена – стены замка, замковая деревня, потом казармы для разных родов войск, потом уникальное строение, потом донжон, укрепления по остаточному принципу.
  • Оплата улучшения для владения вассала – хороший способ ему понравиться. Еще имеет смысл вложиться в строительство учебного заведения в вассальном городе – помогает с наукой.
  • Первородство – лучший порядок наследования для христианского или языческого феодала. Поначалу у вас, вероятно, будет так называемый Раздел (Gavelkind) – владения умершего дербанятся поровну между наследниками. Понятно, что таким образом империю не построишь, а если построишь, то сыновья все распатронят.
  • У мусульман все проще, там наследника можно выбрать самому, просто пожаловав ему какое-нибудь владение. У кого больше пожалований, тот и любимый сын.
  • Если владение таки разделилось при наследовании, у вас есть casus belli, чтобы силой заставить других наследников уступить вам отцовское добро
  • Жениться следует на достаточно знатной (не ниже своего уровня владения, иначе штраф к престижу), здоровой (никаких «слабый», «хромой» и прочего), в меру развратной (только без гомосексуализма!) и толковой (ее характеристики плюсуются к вашим) невесте.
  • И да, внешность наследуется, так что можно из-за прадедушки-эфиопа заиметь русского царя-негра. Но это чисто косметический эффект – главное, чтобы культурная принадлежность была как у подданных и вассалов.
  • Детей воспитывайте сами. В том числе старайтесь воспитывать детей крупных вассалов – это и заложники, и будущие «довольные» вассалы.
  • Если жена постарела (то есть ей больше 30), а детей так и не родила – смело разводитесь (или составьте заговор по убийству королевы) и женитесь на молодой. Если этот брак очень нужен по политическим причинам (скажем, не дает соседней империи воевать с вами) – что ж, заведите бастардов от любовницы и узаконьте их.
  • Не ссорьтесь с духовенством, и, если вы католик, не устраивайте антипап. Это аукнется падением авторитета религии, распространением ересей, низкой вероятностью обращения и вообще коллапсом.
  • Перед войной посмотрите на численность войска противника (в окне персонажа), наличие у него союзников и количество денег. Иначе вы рискуете победоносно разбить крошечную армию противника и приступить к осаде его замка, после чего обнаружить, что на вас идет десятитысячное воинство его союзника и еще две тысячи тяжелой наемной конницы.
  • Когда отправляете канцлера фабриковать претензию на чужие владения, увеличьте НЗ до 400 золотых – когда канцлер наконец добьется результата, с вас спишут значительную сумму.
  • Мятежных вассалов либо выпускайте за выкуп (если они образумились), либо кидайте в каменный мешок (если это непримиримый враг). Особо крепких здоровьем врагов имеет смысл убить в темнице при помощи заговора. Германские язычники могут также принести их в жертву богам. Официально казнить вассалов не следует, это вредит репутации.
  • Если вассалы пользуются вашей слабостью (скажем, малолетством короля) и выдвигают ультиматум с не очень неприятными условиями (вроде понижения налога или уровня централизации), часто выгоднее принять его, укрепить власть и тогда уже расправиться с наглецами по одиночке.
  • Вообще не пренебрегайте заговорами, чтобы отобрать вассальное графство или избавиться от поехавшего крышей герцога. Но помните, что и за вами могут прийти заговорщики.
  • Если ваш персонаж потерял корону, но сохранил основные владения (то есть это не game over) – не отчаивайтесь. Мятежи можно устраивать и самому.
  • Религиозная война, с одной стороны, позволяет быстро захватить целое герцогство. С другой – за противника не преминут вписаться его единоверцы со всей округи, так что будьте осторожны.
  • Личную гвардию набирайте из ваших особых бойцов (они последние в списке) – лучников для англичан, тяжелой конницы для французов и т. д. Это поможет создать компоновку войска, необходимую для особо убойных тактик вроде пикинерных колонн или атаки берсерков.
  • Еще понадобятся хорошие полководцы. Если среди ваших придворных и вассалов таких нет, произведите в рыцари двух-трех простолюдинов и назначьте командирами.
  • Стратегическое маневрирование очень важно. С началом войны вам нужно как можно скорее собрать свои ополчения в кулак – если все сделать как надо, то противника нетрудно будет разбить по частям. Более сильного противника поджидайте у переправ, в холмах, у реки.
  • Перемещаться на кораблях гораздо быстрее, чем идти пешком – но корабли расходуют довольно много золота.
  • Не забывайте про небоевые потери. Суровая зима, безводная пустыня, горы, дикие леса – все это сильно влияет на максимальный лимит войска, которое может пройти провинцию без потерь. Опережающее развитие технологии «организация армии» тоже помогает получить преимущество.
  • Если превосходящие силы противника осадили хорошо укрепленный замок, не спешите ему на помощь. Продолжительной осаде часто сопутствуют значительные потери от вылазок гарнизона, вспышек болезней и тому подобного – пусть ослабнут немного, а под конец можно и выручить осажденных.

Или как не бросить игру на стартовом экране.

В закладки

Аудио

Король-сектант похитил вашего наследника и принёс его в жертву своим Тёмным Богам. Часть британских земель внезапно превратилась в Иерусалим после крестового похода. Кто-то уже третий раз травит ваше вино. Вы знаете кто это, но он вас недолюбливает, так что вам не остаётся ничего, кроме как пытаться отравить его вино. Короли-крестоносцы являются пожалуй самой широкой в плане временных рамок и самой нелинейной частью серии глобальных стратегий от Paradox Entertainment.

Визуально, игра выглядит как "младшая сестра" Europa Universalis, всё как-то недоработано и неказисто, боевая система примитивнее чем в мобильных F2P стратегиях, да и русификатор для этой части нормальный не сделали, так что приходится устанавливать тучу костылей чтобы это хоть как-то работало. Однако же, эти проблемы быстро уходят на второй план после погружения в игру. В отличие от остальных игр серии, вы играете не за государство как за единое целое, а за имеющего какие-никакие титулы правителя. И при потере всех земель, отыграть обычного крестьянина или безземельного дворянина, как в Kingdom come, не получится, ты либо правишь, либо уходи.

А ещё игру отличает абсолютное отсутствие необходимости захватывать весь мир. Каждый клочок земли достаётся вам кровью и потом, и терять провинции безумно обидно. В таком деле, иметь государство с двадцаткой провинций уже крайне тяжело, а уж быть императором СРИ или французским королём - сущее проклятие.

Но если очень хочется...

Синдром белого листа.

Так мы переходим к важному вопросу: как начать? Карта огромна, на ней сотня государств и тысяча государей, кто же будет лучшим выбором для новоприбывшего новичка? Многие советуют выбрать маленькое ирландское государство и собирать Ирландию. Начинать лучше всего в позднее средневековье, на карте мира появляется графство Мюнстер (не пугайтесь названия, позже сможете его сменить). У правителя всего один вассал, да и того можно грохнуть для концентрации всей власти в своих руках. Правда власти той всего две провинции. Пока. При начале игры, Вам показывают большое количество различных предупреждений о том, что Вас ждёт конец игры, если не поженитесь и не заделаете наследника. Иногда, Вы можете уже на старте иметь жену и даже детей, но начиная в ранние даты, не рассчитывайте на такой подарок судьбы. Но вот уж что почти всегда приходится выбирать, так это жизненный путь и амбиции. Жизненный путь персонажа даёт бонусы к определённым характеристикам, открывает особые действия вроде слежки за другим персонажем, соблазнения или вызова на дуэль, а также открывает доступ к событиям, которые могут упростить или усложнить игру. К примеру, взяв путь торговли, персонаж может получить в ходе рассмотрения проблем граждан нервный срыв стресс или даже депрессию, что сильно ударит по его характеристикам. Однако, даже это можно повернуть в свою пользу, если ваше государство раскололось на две части, при депрессии, вы можете, кхм, убить своего персонажа его же руками и отдать свою часть государства более удачливому наследнику.
Амбиции же не предопределяют жизнь персонажа, а скорее направляют его, подкидывая бонусов за выполнение. Например, персонаж может желать получить пост в совете, титул, скопить престижа, благочестия, заделать наследничка или просто найти свою любовь. Желания других можно использовать для своих целей, но и не стоит забывать про свои желания, они дают пусть небольшие, но приятные награды.

Вот он, наш Мюнстер, темнее прочих на этой карте.

Персонаж.

Вот наш персонаж. Система подбирает нам случайную внешность, некоторые трейты могут менять эту внешность, например, потеряв глаз получим жуткую дыру в одной из глазниц. Трейты вообще имеют критическое влияние на нашего персонажа, добавляют характеристики, помогают зарабатывать ресурсы и влияют на мнение других персонажей. Важнее них разве что характеристики персонажа. Персонаж развивается в пять сторон, дипломатия улучшает мнение о Вас у других персонажей, военное дело улучшает эффективность вашего войска и ваши же таланты полководца, управление позволяет зарабатывать больше денег, интрига влияет на успех при заговорах и образованность даёт лучший прирост очков технологий. У каждой характеристики ещё масса своих применений, к примеру, персонаж с высокой образованностью сможет стать хорошим лекарем при дворе и с большим успехом лечить болезни, да и вообще, высокая характеристика даст возможность в ряде событий выбрать дополнительный вариант, лучше тех, что предлагают обычно. Есть также две скрытых характеристики, здоровье и плодовитость. Здоровье уменьшается при ранениях, во время старения и тяжелых болезней, а повышается здоровым образом жизни, лечением от болезней и успешной военной карьерой в рядах полководцев. Если здоровье упадёт до нуля, монарх умрёт. Плодовитость же ухудшается от стрессов, депрессий и прочих раздражителей и улучшается жизненными путями "Семья" и "Соблазнение", а также рядом трейтов. Плодовитость повышает вероятность того, что у вас появится наследник и крайне важна в ситуациях кризиса власти.

Титулы.

Именно так выглядит информация о титуле.

В отличие от Europa Universalis и прочих игр серии, в CK2 все земли поделены на титулы и для контроля провинции, необходимы права на неё. Часть титулов монарх получает на старте, часть получает по ходу правления, отбирая их у соседей. В некоторых случаях, титулы могут покинуть страну, например, если к титулу единственным наследником будет правитель другой страны или его вассал. Увести несколько титулов в другое государство может и брат персонажа если выбрана одна из первых форм наследования, равный раздел. И конечно же, титул у Вас могут отобрать в войне. Ах да, а ещё титулы выше начальных может создавать сам персонаж, надо просто иметь некоторые территории под своим контролем и заплатить за их формирование. Есть ещё один неочевидный момент, который обычно вызывает у новичков массу вопросов и недоумений. Если вы воюете по чужим претензиям, в результате войны, владелец претензий на титул может сам создать отдельное государство. А если это ваш вассал, в такое государство войдут и его вассальные территории. Происходит это потому что он теперь по рангу равен Вам и не обязан сидеть у Вас в вассалах. Иногда, такие ребята даже соглашаются стать вассалами обратно, но скорее всего, придётся воевать.

Боевая система.

Без многотысячных армий в фалангах и управления войсками как в Total War, однако какой смысл, когда нам всё равно очевиден победитель?

В плане боевой системы, мы можем наблюдать путь мира от военных ополчений до частных гвардий, перерастающих в свою очередь в профессиональные армии. Ополчение даёт любая не разорённая провинция, находящаяся под Вашим контролем. Также, свои небольшие войска могут дать вассалы, если согласятся, конечно. Для этого стоит с ними дружить, но тему дружбы затронем позже. Война происходит по одному сценарию, страны собирают войска в одном месте и сходятся в бою всеми силами. Обычно, всего пары боёв хватает, чтобы решить кто победил. Войска врага могут молниеносно менять направление перемещения, из-за чего довольно трудно загнать ИИ в невыгодное положение, но в этой игре оно не сильно и играет роль. Если у Вас войск меньше, почти наверняка враг разобьёт вас даже через реку или атакуя в горы. Гораздо важнее качество войск. Две тысячи единиц легкой пехоты всухую проиграют тысяче конницы, если хотите убедиться в этих словах, поиграйте за русское княжество, находящееся недалеко от монголов. Постепенно улучшая управление войсками, строя крепости и самосовершенствуясь, вы получите доступ к гвардии. Это войско всегда будет с Вами, его не нужно распускать и оно верно Вам до мозга костей. Со временем, гвардия выместит ополчение и станет ключевой военной силой вашего государства, если вы доживёте до этих времен. А ведь есть много вещей, которые могут прервать ваше долгое правление даже без войн...

Интриги.

Интриги - дело тонкое. В основном, заговоры проводят для убийства некого лица, реже для присвоения титула и поднятия восстания. Сложность такой интриги будет зависеть от того, насколько высокую позицию человек занимает в обществе, насколько много у вас с этим человеком общих знакомых и насколько высок ваш показатель интриги. Вам нужно вовлекать общих знакомых, кого через подарки, кого через посты в государстве, кто сам согласится. Каждый из людей даёт определённый процент успеха и если в сумме наберется 100, а лучше 200% силы заговора, будет совершено покушение на жизнь человека. После него возможно четыре исхода, провал без раскрытия, провал и раскрытие заговора, тихий успех и успех, но с раскрытием убийцы. Раскрытие всегда ужасно, но результат абсолютно случаен и улучшить его можно разве что своими навыками. В случае раскрытия, мнение всей страны о вас снизится, семья убитого возненавидит вас, а если Вы убили члена Вашей семьи, ещё получите неприятный квирк, который будет висеть на вас до смерти, либо пока не отмолите. Потому, если Ваш уровень интриги низок, не стоит безрассудно лезть в мир заговоров, возможно, за столом переговоров вы будете более успешны. Успех вашего государства зависит в основном от того, с кем вы дружите, а не от той горы трупов, что вы оставите после себя.

Дипломатия.

Наверное, самый проработанный и один из самых важных аспектов игры. Любой человек выше кухарки в вашем государстве имеет своё мнение о Вас и его мнение будет важно. Персонажи, что затаили на Вас обиду будут строить козни, вступать во враждебные фракции и распускать про Вас грязные слухи. А если это ещё и вассалы, они могут не поддержать Вас в назначении наследника, отказаться помогать в войне или вовсе пойти на мятеж. Поэтому, высокий уровень дипломатии важен для наследника. Мнение о Вас можно повысить один раз на короткое время денежным подарком, также можно отправить своего канцлера на переговоры с буйным вассалом и попытаться доказать ему за кем тут правда. В меньшей мере, на отношения других персонажей к Вам могут влиять Ваши трейты, например, никто не будет любить горбатого, циничного обжору-самодура, также имеют значение Ваши действия, такие как увольнения с постов, оскорбления или ссоры и свою долю во мнение о правителе может вложить остаток мнения о прошлом монархе. В основном же, большее недовольство порождают нереализованные амбиции. Вот лекарь, хочет править, а ему титул не дают, он обиделся и сидит дуется. А вот вассал, у него уже есть титул, но всё недоволен, хочет место в совете. Ну ничего, парень грамотный, будет управленцем. Вот так распределяя титулы и места можно держать свой двор сытым, довольным и верным. По крайней мере, до тех пор пока не придёт новый наследник и не испортит всю сложившуюся систему.
Ещё, если уж про него пошла речь, хотелось бы отдельно отметить другую важную механику в правлении, совет правителя. Совет созывается из лучших из лучших в своей сфере, сфер пять и привязаны они к характеристикам. Не всегда, правда получается выбрать лучших, иногда приходится держать плохих специалистов просто ради того, чтобы утихомирить вассала или предотвратить создание опасной фракции. А ещё у Вас в средневековье цветёт и пахнет коррупция, так что за крупный подарок или в качестве услуги, Ваш член совета может передать своё место другому человеку и даже без вашего согласия. И всё это при том, что роль совета постоянно растёт, без его согласия вы не можете объявлять войны, принимать законы и отзывать титулы у нерадивых вассалов. Но если научиться контролировать совет, то выйдет как в той поговорке: "Хороший король имеет совет, плохого короля совет имеет".

Наследники и их воспитание.

Родословное древо всей семьи.

Заняться вопросом наследства никогда не поздно, даже в двадцать лет вашего персонажа может подкосить хворь или ранение в бою и тогда всё, гейм овер. Чтобы этого не допустить, нужно во-первых, пожениться. А так как мы монарх и не на помойке себя нашли, невеста нам нужна соответствующая, чтобы перед покойными родителями стыдно не было. При подборе невесты рекомендую учитывать её характеристики, титулы, которыми она владеет, социальный статус, союз с придворной девчушкой сильно может ударить по Вашему престижу. Вот мы нашли нужного человека, посылаем ей запрос и получаем одобрение, отыгрываем свадьбу по-быстрому и ждём. Если отношения между персонажами положительны, уже скоро произойдёт долгожданное событие и нам объявят, что у нас появился наследник. Выбираем ему имя и ждём. Ребёнок немного растёт, а мы тем временем подбираем ему метод воспитания в зависимости от того, в какую сторону предрасположен молодой наследник. Также, ребёнку стоит выбрать воспитателя, тем самым, вы немного улучшите с выбранным воспитателем отношения, а ребенок рискует вырасти гением с хорошими трейтами. Такой же путь стоит проделать в 12 лет, но уже развивая полученные трейты и к 18 годам мы получим молодого, здорового наследника, который с радостью сменит Вас на троне в случае чего.

Небольшое послесловие.

Возможно, вы увидели что я что-то важное не показал или о чём-то не сказал, но уже с этими знаниями можно начать играть и позже найти своих уникальных фишек. Если хотите больше советов, рекомендую проследовать на форум Strategium в раздел CKII или на Wiki крузанов , если у Вас неплохо с английским. Надеюсь, вы удачно проведёте время в Crusader Kings II и благодарю за внимание!

Написать

Полный список кодов к игре Crusader Kings 2 читы на религию, технологию, армию, бессмертие, строительство и многие другие.

Выход Crusader Kings 2 стал настоящим подарком для любителей стратегий в реальном времени, имеющих уклон в экономику и политику.

Игра переносит всех желающих в разрушенную Европу, терзаемую междоусобицей и страдающую от бесконечных попыток феодалов оторвать лишний кусок земли. Еще и незваные гости из восточных стран организовывают постоянные набеги, с которыми сможет справиться только опытный и сильный правитель.

Игрокам предлагается возглавить небольшое государство и превратить его в процветающую империю, объединившись с другими провинциями, чтобы дать отпор врагу. Само собой, сделать это будет не так просто, если, конечно, не использовать чит-коды из списка ниже. Вводятся они в консоли, которая открывается клавишей тильда (~ или Ё на русскоязычной клавиатуре), на других типах клавиатур могут встречаться варианты с одновременным зажатием комбинации клавиш Shift + 3; Shift + !; Alt + Num1 + Num2.

Чит-коды, которые применяются по отношению к персонажу

Если объектом стал персонаж, команда будет применена к текущему игроку, но вы можете конкретизировать запрос, указав идентификатор персонажа необязательным вторым аргументом. Исключение составляют команды religion и culture, где сначала идет ID персонажа, а потом уже изменяемый параметр.

add_diplomacy [идентификатор чара] [переменная] Базовый параметр дипломатического навыка меняется на указанное значение.
add_intrigue [идентификатор чара] [переменная] Позволяет поменять персонажу численный параметр навыка интриги.
add_learning [идентификатор чара] [переменная] Меняет образованность героя с указанным ID.
add_martial [идентификатор чара] [переменная] Управление значением навыка “военное ремесло”.
add_stewardship [идентификатор чара] [переменная] Меняет навык управления на заданное значение.
add_trait [черта] [идентификатор чара] Персонаж обзаводится указанной чертой. При вводе наименования черты, нужно использовать только строчные буквы. Если не указывать ID чара, черту автоматически получит выбранный на текущий момент персонаж. То же самое относится и к команде remove_trait.
remove_trait [черта] [идентификатор чара] Обратная противоположной команда. Ответственна за удаление черт персонажа.
age [идентификатор чара] [переменная] Изменение возраста чара.
banish [идентификатор чара] Изгнание чара с указанным ID.
capital [провинция] Столица перемещается в обозначенную провинцию.
cash [численное значение] Добавляет игровой валюты (золото). Если не уточнять значение, будут добавлены стандартные 5000 единиц.
claim [титул] [идентификатор чара] Вы или указанный персонаж получаете претензию.
clr_focus [идентификатор чара] Удаление выбранного персонажем фокуса.
culture [идентификатор чара] Персонажу присваивается культура.
decadence [численное значение] Отвечает за параметр “упадок династии игрока”.
infamy [численное значение] Позволяет влиять на параметр бесчестия.
de_jure_counties Отображение карты в режиме De Jure Графств.
enable_ambition [идентификатор чара] Персонажу выбирается новая амбиция.
event [событие] [идентификатор чара] или [провинция] Запуск ивентов для вашего/стороннего чара или конкретной провинции.
give_birth [идентификатор чара] Чар с беременностью незамедлительно рожает.
give_title [титул] [идентификатор чара] Персонаж обзаводится указанным титулом.
imprison [идентификатор чара] [идентификатор чара] Делает первого персонажа узником темницы второго.
kill [идентификатор чара] Убийство чара с заданным ID.
move [идентификатор чара] [идентификатор чара] Первый персонаж перемещается во двор ко второму.
neg_opinion [идентификатор чара] [идентификатор чара] Первый персонаж становится негативно настроен по отношению к второму.
nickname [прозвище] [идентификатор чара] Присвоение чару прозвища. Подробнее о прозвищах можно прочитать ниже.
piety [численное значение] Получение заданного количества очков благочестия. Если не уточнять, выдается 5000.
die Смерть по естественным причинам.
play [идентификатор чара] Позволяет начать играть указанным персонажем (осторожно: после каждого применения текущая хроника сбрасывается и удаляется).
prestige [численное значение] Зачисление очков престижа (стандарт — 5000).
run [имя файла] Запуск скриптовых команд, находящихся в указанном текстовом файле. Он должен присутствовать в директории Документы/Paradox Interactive/Crusader Kings 2 (возможен и немного другой вариант, в зависимости от версии Windows). Команда применяется к чару игрока.
score [численное значение] Добавление счета.
secret_religion Персонаж обзаводится тайным верованием.
techpoints Зачисляет по тысяче очков исследований каждого вида.
max_tech [провинция] Полное изучение всех технологий (только указанная провинция).
recalc_succ [идентификатор чара] Пересчитывает порядок наследования.
religion [идентификатор чара] Задает персонажу религиозные предпочтения. Если не указывать ID чара, будет применено к игроку.
set_government [правление] [идентификатор чара] Изменение типа правления.
titleowner [титул] [идентификатор чара] Указанный персонаж получает заданный титул.
validate_laws [идентификатор чара] Утверждение законов владения.
validate_lieges [титул] Утверждается сюзерен с указанным титулом.
set_char_flag [идентификатор чара] Установка флага для чара.
clr_char_flag [идентификатор чара] Удаление флага для чара.
vassalize Персонаж переходит к вам в вассалы.

Чит-коды, которые применяются в игре глобально

Действие глобальных команд распространяется обычно на весь игровой мир/игровой процесс, но в некоторых случаях предоставляется возможность конкретизировать направление, задав, например, название определенной провинции.

allow_laws Включение возможности неограниченного принятия законов.
real_fathers Династическое древо теперь будет отображать настоящих отцов.
discover_plots После ввода команды, заговоры будут раскрываться автоматически.
population [численное значение] Популяция кочевого населения возрастет на указанное значение.
manpower [численное значение] Кочевники обзаведутся указанными ресурсами.
quickbuild Код для быстрого построения. Любая стройка по продолжительности не будет превышать 24 часов.
fow [провинция] Выбранная провинция избавляется от закрывающего карту тумана войны. Если не уточнять провинцию, команда применится глобально.
marry_anyone Отключение ограничений, связанных с женитьбой. Теперь супругом сможет стать кто угодно.
morehumans [численное значение] Увеличение количества людей.
neg_diplo Включение возможности отправки дипломатических предложений, которые будут отклоняться.
nextsong Замена играющего в текущее время саундтрека.
plots_known Автоматическое раскрытие всех возникающих заговоров.
set_flag Установка глобального флага.
clr_flag Удаление глобального флага.
set_prov_flag Установка провинциального флага.
clr_prov_flag Удаление провинциального флага.
validate_cultural_names Проверка культурозависимых наиминований титулов.
spawn_disease [болезнь] [провинция] Возникновение указанной болезни в заданной провинции. Второй параметр можно не указывать, если хотите сделать распространение болезни глобальным.

Остальные читы, оказывающие влияние на игровой процесс

В отличие от кодов из списков выше, эти команды применяются лишь одним способом (как правило, по отношению к игроку).

character_stats Отображение различной игровой статистики, такой как численность чаров, информации по заговорам и фертильности.
dynasty_stats Разнообразная статистика по династиям, включающая также численность уникальных династий и вымерших исторических династий.
control [провинция] Переход указанного владения под контроль игрока.
moveunit [отряд] [провинция] Перемещение отряда в заданный регион.
murder [персонаж №1] [персонаж №2] Первый чар предпримет попытку убийства второго.
pollinate [персонаж №1] [персонаж №2] Беременность первого персонажа от второго.
cuckoo [персонаж №1] [персонаж №2] Делает то же самое, что и предыдущая команда, только имя отца будет держаться в секрете.
revolt [провинция] Позволяет поднять мятеж в указанном регионе.
succ Изменение типа наследования на указанный. Можно использовать один из указанных аргументов: feudal_elective, primogeniture, gavelkind, seniority, tanistry, turkish_succession.
add_lover [персонаж №1] [персонаж №2] Персонажи становятся любовниками.
add_friend [персонаж] Дружба между игроком и указанным персонажем.
remove_friend [персонаж] Разрыв дружеских отношений с указанным персонажем.
add_rival [персонаж] Вражда между игроком и выбранным чаром.
remove_rival [персонаж] Прекращение вражды между игроком и выбранным чаром.
flip_mapmodes Чередование режимов обзора карты по прошествии каждого дня.
show_all_societies Отображение всех обществ на обзорном экране сообществ.

Консольные команды для отладки игры

Данный перечень команд не влияет на игровой процесс, но позволяет оптимизировать игру, получить дополнительную информацию или решить проблемы с возникшими багами, например, если игрок сохранился во время бага и какие-либо текстуры или скрипты у него не прогружаются.

clear Очистка консоли от сообщений.
debug_ai [персонаж] recalc Отображение логики персонажей под управлением искусственного интеллекта. Ввод второго аргумента не обязателен. Если не указывать идентификатор, ввод команды будет нести обратный эффект.
debug_aistrength Отображается дополнительная информация о силе компьютерных противников.
debug_assert Включение/выключение логирования.
debug_bloom Включение/выключение блума.
debug_borders Включение/выключение границ.
debug_citysprawl Включение/выключение разрастания городов.
debug_dumpevents Инициирует запись информации по событиям в game.log.
debug_events Запускает счетчик событий.
debug_hires Включение/выключение текстур карты в высоком разрешении.
debug_info Отображение на экране отладочной информации.
debug_lines Включение/выключение координатной сетки.
debug_lockcamera Включение/выключение фиксации камеры.
debug_name Рандомная генерация названий регионов.
debug_nogui Включение/выключение GUI.
debug_nomen Переключение номена.
debug_nomouse Включение/выключение прокрутки при помощи колесика мышки.
debug_postfx Включение/выключение постэффектов.
debug_rivers Включение/отключение отрисовки речек.
debug_sky Включение/отключение отрисовки неба.
debug_smooth Включение/отключение гладких контуров.
debug_terrain Управление рельефом. Первый ввод команды его выключает, второй – отменяет изменения.
debug_textures Данные о текстурах будут отображаться в отладочном логе.
debug_ti Включение/выключение неизвестных земель.
debug_tooltip Управление всплывающими подсказками (вкл/выкл).
debug_trees Управление отображением деревьев.
debug_volume [численный параметр] Регулировка громкости через консоль.
debug_water Включение/выключение воды.
debug_wireframe Включение/выключение принудительной отрисовки топологии с применением границ.
debug_yesmen Управление соглашателем.
debug_zoom Приближение (Zoom).
eventinfo Данные о количестве исполняемых событий. Информация хранится в логе персонажа.
fullscreen Переход из оконного режима в полноэкранный.
hello [персонаж] или [титул] Запуск окна чара или окна титула.
help [команда] Позволяет получить развернутую информацию с описанием той или иной команды.
helplog log file Выведение всех консольных команд в game.log.
numcoas Данные о количестве применяемых гербов.
observe Игрок переводится в режим наблюдения (Observer). В нем нет персонажей, событий и уведомлений.
refresh_portraits Обновление портретов чаров.
reload [файл] Перезагрузка указанного.gui или.lua файла.
reloadfx map/mapname/postfx или * fx filename
reloadinterface
reloadtexture [файл текстуры]
spawnactor [субъект] [анимация] Порождение субъекта, носителя выбранной анимации и наименования.
window open/close gui name Принудительное разворачивание или сворачивание обозначенного окна.
wipe_achievements Обнуление всех полученных ачивментов в сервисе Steam. Применимо только для владельцев лицензионной версии. Изменения необратимы.

Где брать идентификаторы для консольных команд

  • Идентификатор чара. Можно посмотреть в игре, введя в консоли команду charinfo или наведя мышью на портрет персонажа и посмотрев предоставленную во всплывающем окне информацию.
  • Идентификатор провинции. Здесь идет разделение на графства и регионы вне графств. На данный момент, графств в игре насчитывается больше тысячи. Чтобы составить нужный идентификатор, надо спереди к написанному названию добавить малую “с” и нижнее подчеркивание. Например, идентификатор Дублина будет выглядеть “с_dublin”, а идентификатор Винчестера – “с_winchester”. Что касается регионов вне графств, эти провинции включают водоемы и непроходимые земли, такие как пустыня Сахара. Непреодолимые горные хребты не имеют своей собственной провинции. Озерные провинции являются несудоходными и не связаны с океанами и реками.
  • Идентификатор титула. Титулы берутся из названия конкретного регионального формирования, к которому добавляется соответствующий префикс. Если титул имеет отношение к империи, то актуальной будет приставка “e_”, например, e_britannia. Для королевств следует использовать “k_”, герцогства и графства приписываются к префиксам “d_” и “c_”, а баронства, епископства и города к префиксу “b_”. Есть несколько исключений, поэтому, если команда будет отказываться срабатывать, поройтесь в файле landed_titles.txt. Он находится в папке с игрой, если перейти в подкаталог common и одноименную директорию.
  • Идентификатор прозвища. Прозвища — это эпитеты, которые присваиваются персонажам, когда те начинают соответствовать определенным критериям или же случайно. Прозвища отображаются после имени персонажа и классифицируются на три категории – китайские (доступны только для китайской культурной группы), получаемые (за достижения персонажа) и исторические (в процессе выполнения исторических ивентов). Чтобы иметь возможность устанавливать прозвище, персонаж должен находиться в статусе графа или более высоком. Команда имеет вид формата nick_the_xxx, где вместо крестиков прописывает эпитет.
  • Идентификатор черты персонажа. Черты формируют личность персонажа, способности, репутацию и физические характеристики. Их можно получить или потерять во время событий. Они затрагивают множество областей – атрибуты, отношения и пр. Кроме того, большинство признаков привязаны к определенным событиям или влияют на то, какие опции доступны в событиях. Некоторые из них невозможно использовать одновременно друг с другом. Если вам необходимо присвоить черту, пропишите ее английское название строчными буквами, заменяя пробелы на знак подчеркивания.

Также для Crusader Kings 2 существует несколько трейнеров, позволяющих нажатием нужной клавиши входить в “Режим Бога”, получать бесконечное передвижение, престиж, благочестие, повышение характеристик и многое другое. Чтобы все правильно сработало, рекомендуется предварительно сверить версию игры и версию устанавливаемого трейнера.

ФОРМУЛА ИГРЫ

Масштабные стратегии от Paradox стабильно занимают первые места в жанре и по популярности уступают разве что сериям Civilization и Total War . А по части продуманности, исторической достоверности и стратегической глубины и вовсе лезут поперек всех. И раз уж первый слегка не дотянул до установленных самими создателями высот, во второй части господа «парадоксы» постарались исправить все недочеты «симулятора феодала». Шли они к этому аж восемь лет. Итак, на дворе лето Господа нашего тысяча шестьдесят шестое ...

Кадры решают всё

Крупное завоевание заканчивается раздачей земли верным помощникам.

Все «парадоксальные» стратегии если не близнецы, то уж точно братья! Везде мы выбираем страну на карте Европы или мира, «подкручиваем» внутреннюю политику, заключаем союзы и ведем войны. И все-таки каждая инкарнация отражает определенную эпоху и потому имеет свои особенности. В есть сенат и его интриги, в — политпартии и международная торговля, в - разнообразие военных подразделений, танковые прорывы и «котлы». А Crusader Kings берет множеством средневековых персоналий и их сам-черт-ногу-сломит отношениями.

В средние века бюрократической машины, скрепляющей большое государство, еще не придумали. Зато личным владениям было не счесть - и каждый баронишка на своей кочке мнил себя карликовым Богом-Императором. Его лояльность в отношении более крупного феодала или короля держалась «на честном слове и на одном крыле». Проще говоря - на личных отношениях.

Поэтому вкладка «персонажи» пестрит именами и портретами: у каждой титулованной персоны наличествуют земли, родственники, враги, явные и тайные цели. Землевладельцы дружат и воюют, женятся и заключают союзы. Воплощение игрока в Crusader Kings - тоже персонаж, со своими характеристиками и навыками, предположительно один из европейских монархов. Можно, впрочем, выбрать «скромный» титул герцога или графа и прийти к вершинам власти самому.

Родственники, придворные и вассалы окружают правителя, как паутина муху. Жена родит вам наследников, чтобы было в кого перевоплотиться по ходу игры, - даже короли не живут вечно. Кроме того, удачный династический брак позволит заключить военный союз. Министры выполняют различные миссии: от шпионажа до исследования технологий. Вассалы же всегда готовы разделить нелегкое бремя власти - в Crusader Kings количество провинций под непосредственным управлением ограничено, и часть свежезавоеванной территории сразу придется отдать в их руки.

Все пять министров отправлены на задание.

Еще одна особенность придворных - регулярно приставать к монарху с просьбами разной степени наглости. То какой-то провинциальный барон заявляет, что справится с обязанностями казначея лучше вашего двоюродного племянника; то наследник престола просит подобрать ему невесту познатнее; то министр охраны короны доносит, что один из ваших вассалов готовит покушение на вашу жену (вот интересно, какая ему с этого выгода?). Сообщения от придворных поначалу помогают удержать в памяти дела королевства, но по мере разрастания территории и двора становятся слишком уж назойливыми - эдакий средневековый спам.

Переговоры тоже происходят между персонажами, а не странами, как в Europa Universalis или Victoria . Это позволяет, например, сговориться с вассалом или наследником враждебного короля, хотя возможностей для многоходовых интриг все еще меньше, чем хотелось бы.

На поле латы грохотали

Не хотите долго ждать повода для войны? Добро пожаловать в наполовину мусульманскую Испанию!

Большинство игр Paradox в первую очередь посвящены политике и только во вторую - войне. По традициям «европейской» серии просто так выскалиться на соседа игрок не может - извольте предъявить прогрессивной общественности casus belli . Тут подойдет, например, приграничный конфликт, дипломатический скандал, отлучение вражеского государя от церкви. Требование повода для любой войны стало визитной карточкой стратегий Paradox: чтобы молодые Властелины крепко зарубили себе на носу - завоевать мир не так просто, как мечтается.

В Crusader Kings 2 этот аспект выражен еще жестче. Теперь начать войну без формального повода не то что проблематично, а невозможно в принципе - без наследственных прав на землю мечом особо не помашешь. Хотите себе вон то сочное герцогство рядом с вашей границей? Для начала прикажите министру сфабриковать права на него, а процесс это долгий и муторный.

И вот наконец придворные юристы предъявляют документ: мол, соседним герцогством издавна владели ваши предки, подтверждаем. Или, скажем, вы заключили союз с врагами герцога и теперь вступаетесь за обиженных союзников. Как теперь реализовать свое священное право на расширение территории?

Ополчения вечно не хватает, но наемники всегда готовы пособить.

Армия средневекового правителя состоит из феодального ополчения и новых для серии Crusader Kings наемников . Ополчение всегда ограничено, от каждой территории можно призвать фиксированное количество конников и пехоты. Зато численность солдат удачи зависит только от полноты вашей казны - размер войска больше не прибит гвоздями к размеру владений. В начале игры вообще не понятно, зачем нужны ополченцы, - пара тысяч наемников за умеренную плату сделает все необходимое. Боевая система по-прежнему предельно упрощена: все сражения происходят без участия игрока. Поскольку не королевское это дело - тактика. Вот стратегия - совсем другое дело!

Несколько славных побед и взятых крепостей сделают врага сговорчивее, но лучший способ заключить выгодный мир - взять вражеского монарха в плен. Беспомощный король безропотно подпишет любую бумагу, да хоть отречение! И никакая экспертиза в двенадцатом веке не обнаружит следы побоев.

В отличие от Civilization , тут не предусмотрена чисто военная победа, как, впрочем, и чисто экономическая или дипломатическая. Условий победы вообще нет как таковых, игра просто заканчивается в 1453 году, после чего вы можете сравнить свои достижения с успехами других стран.

Поднимаем налоги: тираном быть приятно и выгодно, хоть и рискованно.

Темные века или светлое будущее?

Что нового во втором Crusader Kings по сравнению с оригиналом? Добавлены королевские указы и спецзадания для советников, лучше проработана экономика, перекочевали из тайные сговоры. Конечно же, самое заметное изменение - обновленная графика. По меркам «парадоксовских» стратегий, визуальная составляющая Crusader Kings 2 - громадный шаг вперед. Ландшафты уже не режут глаз, портреты персонажей нарисованы с любовью - к тому же внешность меняется с возрастом, в семнадцать и в семьдесят лет один и тот же человек выглядит по-разному. И все же по современным стандартам Crusader Kings 2 с виду все еще... какая-то средневековая.

Многих игроков отпугнет высокая даже по стандартам жанра сложность - и опытным стратегам тут не обойтись без режима обучения. К счастью, интерфейс, который «парадоксы» шлифуют уже десяток с лишком лет, достаточно удобен. Приятным сюрпризом стала музыка: обычно Paradox экономит на озвучке, но некоторые саундтреки Crusader Kings 2 украсили бы и хорошую ролевую игру.

Любителей стратегий от Paradox игра точно не разочарует, не знакомым же с серией лучше начинать с чего попроще. Но если все-таки окунуться в интриги средневековых феодалов, вы рискуете уплыть далеко за буйки - создатели Europa не латным сапогом консоме хлебают.

ОЦЕНКА САЙТА: 8,5

Дата публикации: 31.08.2014 13:28:45

Всем привет. Вот и мой первый блог. Я, как и пан mkoval, тоже люблю хорошие стратегии, где надо шевелить мозгами, а не только мышкой. Поэтому одна из таких игр, которую я облюбовала это Crusader Kings II. Скорее всего, дальнейшее вам может показаться скучным текстом, но если кто-то после этого хоть немного заинтересуется игрой или у него внезапно пробудятся имперские амбиции или заговорит стратег, это будет замечательно.

Сразу оговорюсь. Я себе задачу даже слегка усложнила. Потому что я могла взять игру сразу за пожилого короля со всеми союзами, либо за базового герцога который женат на одной из принцесс, таким образом, обеспечив династию местом на королевский трон. Но благо у короля есть еще и сыновья, так что не все потеряно для моей героини. Да и отношения вассалов к правительнице как таковой оставляют желать лучшего.

Мой конечный план – основать Испанскую Империю с удобной Катарской религией. Очень уютную империю на мой взгляд. Пусть Папа не обижается. Так надо. И будьте готовы выжидать. За 3-5 лет, как у некоторых в Италии, здесь не управиться.

867 год. Вот наше маленькое Королевство Наварра. Всего два графства. В одном живет король, в другом живу я. Точнее моя герцогиня. На севере все в этих Каролингах, на юге обосновались Омейяды которые съели большую часть пиренейского полуострова и несут повсюду мир мечом ислама. Только на западе от нас есть хоть какие-то союзники в лице Королевства Астурии. (Хотя какие из них союзники, если часть де-юре Наварры они держат у себя, а за попытки вернуть нажитое сразу кривят лицо и шлют подальше). В общем ситуация не из приятных. Тут многие конечно мне сразу советуют принять ислам и ни о чем не беспокоиться, либо взять и переехать в какое-нибудь удобное место. Но я ведь не ищу легких путей. Моей герцогине срочно требуются приключения.

Перво-наперво нужно сразу понимать, что достижения первоначальных целей здесь порой достигаются, опираясь на случайности. Так что не забывайте иметь пару штук резервных сохранений если что.

1. Как это ни странно, но создаем персонажа либо беремперсонажа по умолчанию. Образование – Серый Кардинал. Черты характера – Узаконенный бастард, Доверчивый, Раненый, Похотливый. Либо воспользуйтесь советом знающих и поставьте себе образование – неуловимая тень. Черты – раненый, убийца родичей, узаконенный бастард, карлик, гений, похотливый, амбициозный, циничный, трус, коварный. Но в любом случае у вас, желательно, должен получится правитель 16ти лет.

2. Назначаю советников и канцлера, которого сразу же отправляю сеять раздоры в Омейядскую столицу. Маршал пусть тренирует ополчение в столице, управляющий изучает экономику, а тайный советник раскрывает заговоры. Капеллана отправляю туда же куда и всех и заставляю изучать культуру. Вдруг какая ересь попадется. Не забываю о союзах. Они пригодятся пока я не стану более менее самодостаточной. С помощью брака роднюсь с Наваррским королем. (Так же можно породниться с Каролингами. Только для этого придется немного дольше подождать пока вы и они нарожают детей. Затем помолвка, свадьба и profit.)

3. Сама же мы в течении нескольких лет сижу тише воды ниже травы, коплю деньги, прокачиваю навыки (особо выделяю дипломатию и интригу), слежу за соседями и событиями. Первоначальная цель – вернуть полностью Герцогство Арагон. Так же не боюсь если что вступать в войны моего сюзерена которые либо он сам может устроить, либо в лучшем случае его затянут союзники. Главное правильно добывать и распределять деньги чтобы полагаться на наемников. Своих сил пока что не хватает.

4. Через несколько лет, путем сеяния раздоров моим канцлером и претензиями союзников, восстаниями католиков, Омейяды попали в такую ситуацию когда их захлестнуло несколько войн. (При этом он и сам объявил бой шиитам на юге и таким образом увел свои войска куда то туда) Нужно действовать. Беру свои войска, побольше наемников и вперед! На захват оставшихся трех графств.

5. После одной перезагрузки, у меня все-таки все удачно сложилось то и султан пришел ко мне сдаваться целуя ноги. Ну или просто прислал письмо. Теперь обращаю внимание что территорий стало немного больше, войск побольше и доходы золота увеличились. Но к сожалению этого мало. Все-таки хочется Королевства. К этому времени мой пожилой король умирает…а новый совершенно не устраивает. Да и к тому же он смеет распускать руки и приходить в покои моей герцогини по ночам!

6. Дальнейшие действия? Наваррский трон. С помощью своего навыка интриги убиваете всех претендентов на трон, пока не останется ваш супруг и таким образом садите его на престол. В моем случае это какой-то принц, НО состоящий в матрилинейном браке. То есть дети моей династии займут трон после его смерти. И здесь остается только ждать. Если ждать мне не хочется - создаю фракцию «Мой Супруг – Король Наварры» и отправляю королю ультиматум. В случае отказа утихомирить Короля не составит труда так у него всего одно графство, а у меня целое герцогство плюс наемники.

Итак, прошло какое-то время и я на троне. В моем случае Каролинги вовсю рассорились (в некоторых местах с моей помощью) и пораспадались на графства и герцогства воюющие за что то между собой. Скандинавы со своим язычеством тоже не дают им скучать. Неплохо было бы собрать себе в коллекцию еще какое ни будь королевство. Например Арагон. Омейяды никак не могут разобраться с Астурией так что два графства от Барселоны я отвоевала у них без особого труда. Где то здесь меня порадовал мой капеллан найдя нужную ересь. (Если ересь не та, садим его в тюрьму и ставим нового монаха изучать культуру. Советую не увеличивать свои средние владения больше пока нужная ересь не будет найдена. Иначе будет сложновато кучу народа просить приобщаться.)

7. В конечном итоге моя королева разочаровалась в злом алкоголике Папе и перешла в катаризм. С этого момента дипломатия начинает играть большую роль. Да я для многих еретик, но я постаралась сделать так чтобы отношения были не в минусах, а хоть в каких-то плюсах чтобы ко мне не было военных претензий и желания немедленно напасть. Дарю подарки, жалую что ни будь из свободных вакансий во дворе. С самого начала обратила своего супруга. Затем совет – который обычно хорошо ко мне относиться. Затем занялась своими вассалами. Своих вассалов они сами попросят обратиться и т.д. Далее я обратить половину своего двора. Самый экшн начинается.

Важно . С этого момента мне следует обращать внимание на Папу и стараться держать отношения с ним в плюсе. Хоть я еретик подарки от меня он очень мило принимает. Если он сильно набожный - шлю убийц. Еще мне повезло что у меня есть пару черт характера одинаковые с ним что так же дает плюс к отношениям за сходство. Если мои с ним отношения будут с жестким минусом то ждать мне как максимум Крестовых походов. (С последними патчами, между прочим, все походы более не завязаны на исторических датах и могут произойти внезапно и до 1000х годов)

Теперь мне руки ничего связывает и можно устраивать священные войны со всеми за целые герцогства. Огромный плюс. Так мы баски да еще и катары то можно смело протолкнуть закон о равных правах на титулы для мужчин и женщин. Теперь можно раздавать титулы и земли всем удобным по характеру людям не ограничиваясь мужским полом. Еще плюс. Кстати я иногда, во всех партиях, замечала женщин что у себя во дворе что у других, с хорошими навыками военного и такими образованиями вроде «Блестящий стратег», «Умелый тактик» и даже «Закаленный Вояка»! Но естественно их в совет не протолкнёшь и тем более в бой не пустишь и с такими данными им оставалось просто сидеть да наследников рожать. Но катаризм и тут снимает на черт эти ограничения. И теперь все, абсолютно, могут идти в бой и возглавлять армии. Женщин так же можно ставить в совет. То есть все образование и навыки идут в ход. Огромнейший плюс. Средневековье откровенно трясет от таких поворотов истории.

Катаризму, как и другой религии, требуется моральный авторитет. Главы религии у него нет, так что дипломатией и благочестием этого главы ничего не поднимешь. Остается воевать и искать священные места которые дают к базовым 20% еще плюс 10% за каждое священное место. Тем более на западе у Астурии есть одно из таких мест. Сантьяго.

8. На данный момент я плюнула на Омейядов которые начали сыпаться и полностью занялась Астурией. Войск и денег на наемников хватает чтобы по герцогствам захватить западных соседей. Иногда когда мне надоедает ждать конца мирных договоров на 10 лет, я стараюсь убить этого правителя и нападать на следующего. Делаю я это ради того чтобы понизить авторитет Католичества. Это в будущем аукнется когда тут и там по Европе будут возникать разные еретические очаги и кроме вас всяким Папам будет чем заняться.

В конце концов, в течении нескольких лет Астурия была разобрана моей королевой еще на три королевства. Это собственно Астурия, Кастилия и Галисия. Вау! Хорошее пополнение в имперскую копилку. Весь север пиренейского полуострова оказался подо мной вместе со священным местом. Теперь остается только его южная часть где засели сунниты. А об этом грандиозном действе потом

Вам также может быть интересно

Мало кто заметил эту игру на стадии разработки. Внимание привлекли разве что ее создатели, ветераны индустрии, работавшие над такими незаурядными проектами, как Torchlight 2 и серия Darksiders. На горизонте виделось смешение Soulsbourne и чуть ли не S.T.A.L.K.E.R. Но такие новости не заставили... Следующий розыгрыш состоится 13 сентября. Успей испытать удачу! Age of Wonders: Planetfall получает LagProphet.

Игровой разум

«Как бы хрюкали поросята, если б знали, как страдали кабаны»
Вот оно, вот оно))
От себя могу сказать, что давно хотел увидеть что нибудь от Графини)) И вот это случилось)) Очень классно и довольно подробно Графинь))
Подписываюсь))

Герой Пустошей

А это случайно не обзор, от которого можно заработать 200, а не 3? Очень люблю такие игры, правда в эту не играл, а так попробую. Лично меня очень сильно затянула игра Europa Universalis III: Heir to the Throne (Европа III. Великие династии) .

mkoval писал(а):

1. Ну, лично я играю без Save-Load Что вышло, то и вышло.

Я обычно тоже) Но иногда сам понимаешь случаются такие катастрофические последствия что без перезагрузки никуда))

Похожие статьи