Мордовская игра. Учебный роект "мордовские игры"

Оксана Мальцева

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа , но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.

Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят, конечно, подвижные игры и , предлагая им игры различных народов , мы тем самым и развиваем интерес к людям разных национальностей.

Я живу в прекрасной Республике Мордовии . Коренные жители моего края - мордва (эрзяне и мокшане) У мордвы , как и у других народов , есть свои национальные игры , которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.

Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.

Предлагаю Вам коллеги описания нескольких мордовских национальных игр . Возможно, Вы заинтересуетесь ими и предложите их для игр детям в детском саду. Данные игры рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём »

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса» - мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает :

Дядя (тётя, у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа :

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует :

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры . Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отхо-дит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

«В курочек»

(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, об-разуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.

Правила игры . Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином бу-дет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

«Круговой»

(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры . Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

«Раю – раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят :

Раю – раю. Пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела) . Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой во-рот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры : Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

«В ключи»
(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)
Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
Дядя(тётя), у тебя ключи?
Тот отвечает, указывая на соседа:
Вон у дяди (тёти) спроси.
Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:
Посередине поищи!
Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.
Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
«В курочек»
(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.
«Круговой»
(«Мячень кунсема» - эрз., «Топса налхксема» - мокш.)
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.
«Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Котел
(Котелсо налксема. Котелсо налхсема)В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять - двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50 - 60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстояния 2 - 3 м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку.
Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.
Правила игры:
- играющие должны выбивать мяч, не сходя с места;
- переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.
Салки
(Варенец понгома. Варяняс повома)Ямки-салки роют по размеру мяча (3 - 4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5 - 1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.
Правила игры: бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.
.Игра «Горшочек»
(«Чакшкинесэ»)
Содержание и правила игры.
Сажают детей по кругу, остальные дети встают за их спинами. Покупатель, выбрав «горшок», убегает от продавца. Добежавший первым становится за спиной «горшочка».
Считалочки
Вейке, кавто, колмо, ниле, Один, два, три,
четыре.Мон сэвинь саразонь пиле. Я съел куриное
ухо.Кавто, колмо, ниле, ветесь, Два, три,
четыре, пять,Кинень понги псакань пекесь? Кому
достанется
кошкин живот? Нармонць ярхцай сурода, Птичка клюет
зерно,Мон кундайне пулода, Я поймал ее за
хвост.Нармонць ярхцай чакшста, Птичка клюет
из горшка,Мон кундайне пакшта. Я поймал ее за
горло.
Игра «Бабушка»
(«Бабасо» - эрз., «Баба» - мокш.)
Содержание и правила игры.
Игроки образуют круг. Считалкой выбирается «бабушка», которая стоит в центре круга. Она наклоняется вперёд, как будто что-то собирает на земле. Остальные берутся за руки, ходят по кругу зазывают в баню:
«Бабушка, а бабушка, что ты делаешь?
- Грошики собираю.
- Грошики тебе для чего?
- Мешочек куплю. Мешочек для чего?
- Камешки наберу. Камешки для чего?
- Пироги ими начиню. Пироги! Зачем?
- Ваших деток накормлю.
После этих слов «бабушка» убегает. Играющие устремляются за ней со словами:
- Тьфу, на твою голову!
Если «бабушку» не поймают, то игра начинается вновь. Если же поймают, то выбирается другая «бабушка». «Бабушка» убегает только после произнесения последних слов.
Игра «В круги» («Кирькссэ»).
Содержание и правила игры.
Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:
Отгадай, чей голосок,
Становится в кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись!
После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.
Игра «Салки»
Веселая народная подвижная игра для детей. Выбирается водящий – он должен догонять игроков и «салить». Осаленный становится «водой» и должен бегать за остальными участниками, держать при этом за ту часть тела, за которую дотронулся только что бывший ведущий.
Если такого цвета никто не загадывал, продавец отвечает: «Иди по синей дорожке, отыщи синие сапожки, поноси и назад принеси». Монах начинает игру заново. Если синяя краска кем-то загадана, игрок старается сбежать от монаха, а тот догоняет его. Если догнать и осалить удается, то монах становится «краской», а осаленный игрок – монахом. Если нет – игра начинается заново с тем же водящим.
«Ветер - ветерки»
«Варма-варминеть» (с бубном)
Содержание и правила игры.
Считалкой выбирают ведущего игры «ветра», остальные играющие - «ветерки». Ведущий начинает звенеть бубном. Если бубен звенит сильно, то «ветерки» быстро бегают по участку, сильно махая руками. Если бубен звенит тихо, то «ветерки» медленно кружатся на месте и красиво, изящно машут руками. Тот, кто неверно выполняет правила игры - исключается. Повторять игру можно 3-4 раза
Подвижная игра «В ворона»
Действующие лица: Ворон. Клушка. Цыплята.
Клушка гуляет со своими Цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит Ворон.
Ворон: Клушка, а клушка, дай тейне лефксцень! (Клушка, а клушка, дай мне цыпленка!)
Клушка: Аф максса, варси, аф максса! (Не дам, ворон, не дам!)
Ворон: Мон тонь шабатнень саласайне! (Я всех твоих деток украду!)
И начинает цыплят по одному вылавливать.
Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!
Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!
Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.
Игра «Карусель»
Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:
Еле - еле, еле – еле закружились карусели, А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите
Раз-два, раз-два… Вот и кончилась игра.
1.Савор, савор, саворне,Шары, шары, шоромнесь. Меле, меле, сиденяста,
Шары, шары, шаромнесь 2.Сате, сете ласькозня,
Лоткак, лоткак, шаромня.
Фкя-кафта, фкя-кафта,
Лоткась шаромсь шарома.
Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру

Игра «Поймай мяч»
(«Кундык осканть»)
Содержание и правила игры.
Дети стоят по кругу, после считалки начинают бросать мяч и ловить его.

Мордовские народные игры

Котел

В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50-60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстояния 2-3 м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч палкой. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку.

Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры. Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.

Салки

Ямки-салки роют по размеру мяча (3 -4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5-1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры. Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

Круговой

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Раю-раю

Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие -

мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

- Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровози­ ком, за матерью входят в ворота. Дети ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки, остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Анастасия Осипова
Картотека мордовских народных подвижных игр

«В платочки»

Руцяняса (мокша)

Пацинесэ (эрзя)

«В платочки» играли маленькие девочки и мальчики зимой в избах. В эту игру можно играть и в группе, и в зале. Играющих можно набрать до 10 человек, чтобы водящий мог запомнить их имена. Дети называют себя разными именами : «колокольчики» , «цветок» , зайчик» и т. д. и вслух называют свои имена водящему. Потом завязывают ему глаза платком так, чтобы он ничего не мог видеть. Тот, после произношения какого-нибудь приговора или считалки говорит, что он пойдёт играть, начинает ловить играющих. Когда поймает, должен узнать его – назвать имя, выбранное игроком. Затем водит тот, чьё имя угадано.

Правила игры :

Если водящий долго не может поймать кого-нибудь, то игроки должны подать ему голос. Игроки не должны прятаться друг за другом и не убегать за пределы условленных границ.

Мордовская народная подвижная игра

«В курочек»

Сараскаса (мокша)

Саразкинесэ (эрзя)

«В курочек» играли мальчики и девочки весной и летом. Дети постарше сажали на лужайку в кружок маленьких детей, которые считались «курочками» . У каждого игрока своя «курочка» , только у одного нет. Он ходит по кругу и решает, у кого взять «курочку» . Потом подходит к кому-либо и трогает голову его «курочку» .

«Хозяин» и тот, кто ищет «курочку» , сразу же наперегонки пускаются бежать по кругу. Кто из них прибежит первым, то и становится «хозяином» «курочки» , а оставшийся водит.

Правила игры. Водящий бежит по внутреннему кругу, а «хозяин» «курочки» - по внешнему, но остановиться нужно именно за курочку.

Мордовская народная подвижная игра

«В зайчиков»

«Нумолняса» (мокша)

«Нумолкинесэ» (эрзя)

«В зайчиков» играют весной, летом и осенью мальчики и девочки вместе. Один игрок становится «собачкой» , остальные. - «зайчиками» . «Собачка» отходит в сторону за условленную черту, а «зайчики» разбегаются по всей площадке. «Собачка» начинает ловить «зайчиков» , а они при её приближении садятся на корточки. Пока «зайчики» сидят, их ловить нельзя. Как только они начинают бегать «собачка» устремляется за ними. Кого «собачка» поймает, тот тоже начинает ловить «зайчиков» . Когда все «зайцы» будут пойманы игра начнётся сначала.

Правила игры. Чтобы дети не путали «собачек» и «зайцев» , нужно ребёнку, кто стал «собачкой» крикнуть : «Я тоже собачка» . Или водящий говорит, что тот или та стали «собачками» .

Мордовская народная подвижная игра

«В волков»

«Врьгазкс» (мокша, «верьгизнесэ» (эрзя)

Летом соберутся на улицепять-шесть ма-леньких мальчиков и девочек и говорят : «Да-вайте врьгазкс налхксема!» (Давайте в «вол-ков» играть!»). К, примеру, Петя говорит : «Минь Вася мархта карматма врьгазкс, а

тинь – ломатть» (Мы с Васей будем «волка-ми» , а вы – людьми».

Вася с Петей отходят в сторону и ложатся за куст, а остальные выбирают место для «дома» .

Выбрали место, взяли «серпы» и пошли в поле «жать» . Идут все рядом по лугу, накло-няются и взмахивают руками - «жнут» . При-близились к «волкам» . «Волки выскакивают из-за «куста» и кидаются на «жнецов» (ловят их) . «Жнецы» с криками : «Вай, врьгаст, врьгаст!» (Ой, волки, волки) бегут домой.

«Волки» ловят только одного. Немного пе-реждав, «люди» опять выходят «жать» , «вол-ки» опять начинают их ловить.

Играют до тех пор, пока «волки» не переловят всех «жнецов» .

Правила игры. «Волки» должны прятаться в одном месте.

Мордовская народная подвижная игра

«В ключи»

«Панжемаса» (мокша)

«Панжомнесэ» (эрзя)

В игре могут принимать только 5 человек. Дети садятся по углам комнаты

или на земле вычерченного квадрата, а пятый стоит посредине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает :

Щакай, (щеняй, панжематне тонь кядьсот? (Дядя, (тётя, ключи у тебя)

Тот отвечает, указывает на соседа :

Щаказень (щенязень) кизефтьк. (Дядю, тётю спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует :

Кунчкаса вешентть. (Посередине поищи) .

Идущий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают, и меняются местами. Водящий старается занять чьё-либо место. Кто-то опять остаётся без места, и игра возобновляется.

Перебегать можно в любой угол. Если ребёнок долго находится в роли водящего, то он может дотронуться до одного игрока и встать на его место. Этот игрок будет искать «ключи» от дома.

Мордовская народная подвижная игра

«В круги»

«Кругса» (мокша)

«Кругсо» (эрзя)

Игра «В круги» напоминает игру «В сле-пую старуху» . Дети берутся за руки, обра-зуют круг, ходят и приговаривают.

Становися во кружок,

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись.

Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы : по головному убору, длине волос и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.

Правила игры. После каждого узнавания игрока, дети снова становятся в круг, игра начинается сначала.

Мордовская народная подвижная игра

«В ворону»

«Варсинякс» (мокша)

«Варакакс» (эрзя)

Выбирается «ворона» , «наседка» , остальные – «цыплята» . «Цыплята» ходят по лугу за «наседкой» , держась за подол друг друга. Им навстречу выходит ворона» и говорит :

Нарвай, а нарвай,

Дай тейне фкя лефкскяцень.

Вай, варси аф максан, аф максан!

Ну, мон сембе лефкскятнень салсесайне!

Наседка, а наседка,

Дайка мне одного цыплёнка.

Ой, ворона, не дам, не дам!

Ну, я всех цыплят твоих перетаскаю!

И начинает ловить «цыплят» . «Наседка» , раскинув руки, старается не допустить её к «цыплятам» . «Ворона» , делая круги, всё ловит «цыплят» и отводит их в сторону. Когда всех переловит, игра начинается заново.

Правила игры. «Ворона» должна ловить тех цыплят, которые находятся в конце или в середине «очереди» , но не сшибать «наседку» и не просовывать руки под её крылья.

Мордовская народная подвижная игра

«В горшочки»

«Сяканяса» (мокша)

«Чакшинесэ» (эрзя)

В эту игру играют разновозрастные дети. Каждый игрок выбирает себе «горшочек» - маленького мальчика или девочку. Сажают детей в круг, а сами встают за их спинами. Один игрок, тот, который остаётся без «горшочка» (в игре нечётное количество детей, подходит к одному из стоящих детей и спрашивает : «Мисак сяканяцень?» («Продашь горшок?» . Тот отвечает : «Мисан» («Продам» ). После этого они оба дотраги-ваются руками до «горшка» и бегут по кругу в разные стороны. Кто успеет добежать первым до «горшка» и прикоснуться до его головы, тот становится его «хозяином» . Игрок, оставшийся без «горшка» , начинает водить.

Правила игры. Оба игрока бегут по внеш-ней стороне круга. Добежавший обязательно должен становиться за спиной «горшочка» .

Мордовская народная подвижная игра

«В редьку»

«Шапаряксса» (мокша)

«Кшуманнесэ» эзрзя)

Один из игроков выбирается или назначается «стариком» , посеявшим редьку, а все остальные, за исключением одного, друг за другом садятся к нему на колени. Стоять остаётся лишь один. Он подходит к «старику» и говорит :

Атяй, а атяй дай фкя шапаряксцень.

Тонць мес ашеть виде?

Перезе аш.

Ну, таргак фкя.

Дедушка, а дедушка, дай мне одну редьку.

Сам почему не сеял?

Огорода нет.

Ну, вытащи одну.

Водящий берёт одного игрока (из сидящих) и отводит в сторону. Потом опять подходит к «старику» и говорит :

Исяк макссень, ков тиить.

Штайне, нардайне, путыне шрать лангс, сась баяронь пинесь – салазе!

Ну, таргак фкя.

Вчера давал, куда дел?

Ну, вытащи одну.

«старику» и говорит :

Атяй, а атяй, дай фкя шапаряксцень.

Иссяк макссень, колмочесь макссень, ков тиить.

Штайне, нардайне, путыне шрать лангс, сась баяронь пинесь и салазе!

Ну, таргак фкя.

Дедушка, а дедушка, дай одну редьку.

Вчера давал, позавчера давал, куда дел?

Вымыл, вытер, на стол положил, прибежала боярская собака – украла!

Ну, вытащи одну.

Вытаскивает ещё одного игрока, отводит в сторону и опять идёт к «старику» и просит вытащить одну «редьку» . И так до тех пор, пока на коленях у «старика» останется лишь один ребёнок, которого обычно удаётся освободить с большим трудом.

Мордовская народная подвижная игра

«В гусей и волка»

«Мацинякс и врьгазкс» (мокша)

«Галынесэ и вергизекс» (эрзя)

Дети выбирают «хозяина» и «волка» , а остальные становятся «гусями» . «Волк» прячется под «горой» - уходит в сторону. «Гуси» с «хозяином» находятся «дома» , а потом отправляются в «поле» или на «луг» щипать травку. «Волк» замечает «гусей» и начинает подкрадываться к ним. «Хозяин» в это время кричит :

Мацинят, куду сада. Врьгазсь ащи пандонять ала. (Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой) .

«Гуси» его спрашивают :

Месенди тоса врьгазсь? (Что там делает волк)

Хозяин отвечает :

Тол крьвястсь, тинь ёратядязь рястамс. Врьгазть эзда ласькода эсь прянянтень ванфтода! (Костёр развёл, вас жарить собирается. Как хотите, убегите, но себя поберегите.)

После этого «гуси» бегут «домой» , а «волк» начинает их ловить. Когда он всех гусей переловит игра начинается сначала.

Правила игры. При продолжении игры «волком» становится или первый пойманный «гусь» , или последний, как договорятся играющие.

2

1 ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва"

2 АНОО ВО ЦС РФ Российский университет кооперации "Саранский кооперативный институт" (филиал)

В статье рассматривается возможность применения мордовских национальных игр на теоретических и практических занятиях по физической культуре, направленных на воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения народной игровой культуры, расширения историко-культурного кругозора учащихся, духовного совершенствования физически здоровой личности. Игровая деятельность дает возможность освоения социокультурных традиций, создает условия для трансляции накопленного опыта последующими поколениями. Необходимо способствовать возрождению интереса школьников к традиционным игровым практикам, формированию предпосылок проявления социально-нравственных качеств. В результате эксперимента доказана необходимость проведения тематических занятий и привлечения школьников к национальным состязаниям, результатом чего является почти 100 % заинтересованность учащихся, развитие чувства родства с землей и культурой предков.

национальные игры

патриотизм

образование

воспитание

развитие

1. Беляева, Н.Ф. Народные традиции воспитания детей у мордвы / Н.Ф. Беляева // Мордва: историко-культурные очерки. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – С. 277–297.

2. Брыжинский, В.С. Мордовские народные игры / В.С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – С. 8-10.

3. Девяткина, Т.П. Народные приметы мордвы: мокши и эрзи. Учебное пособие / Т.П. Девяткина. – Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 1994. – С. 90-93.

4. Корнишина, Г.А. Традиционно-обрядовая культура мордвы / Г.А. Корнишина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – С. 75-77.

5. Серов, А.А. Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы: конец XIX – начало XX в.: дис. … канд. ист. наук / А.А. Серов. – Саранск, 2008. – С. 130-135.

Важнейший стимул сбережения культуры народов - развитие традиционных видов физической активности, пришедших в наши дни из глубокой древности, но сохраняющих свою актуальность, ибо именно в этих играх из века в век молодые люди открывали в себе чувство родства с землей и культурой предков . Благодаря развитию демократических институтов в Новейшей истории России произошел подъем национального самосознания. Наиболее ярко это проявляется в проведении народных праздников, составляющей которых являются традиционные игры и состязания. Идея развития традиционных состязаний находит отражение в статье В.В. Путина «Россия - национальный вопрос», а также в Указе Президента РФ № 1666 «О стратегии государственной политики РФ на период до 2025 г.» от 19 декабря 2012 г. Наконец, Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».

Цель данной работы: является рассмотрение мордовских народных игр как фактора этнокультурного воспитания учащихся в общеобразовательной системе.

Метод исследования: учащимся предлагается анкетный опросник, состоящий из 4 вопросов.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучив теоретические положения по данному направлению исследования, было осуществлено экспериментальное изучение учащихся 9 класса средней образовательной школы № 22. Данное исследование мы разделили на 4 этапа:

Проделанная работа

Выполнили

1.Констатирующий

Проведение анкетирования среди учащихся 9 класса

Учащийся 9 класса Батяркин Иван

2.Практический

1. Проведение классного часа «Национальные традиции мордовского народа. Народные игры мордвы»

Классный руководитель - Кураксина Ирина Ивановна.

Руководитель - учитель физической культуры Моисеева Елена Николаевна Учащаяся 9 класса Бружукова Таня

2. Проведение уроков по физической культуре «Подготовка к участию в фестивале «Тюштень - налксемат- финнонь- угрань налхксемат»

Учитель физической культуры - Моисеева Елена Николаевна Учащийся 9 класса Власов Владислав.

3.Контрольный

Проведение анкетирования после проделанной работы среди учащихся 9 класса

Учащаяся 9 класса Артьянова Анна

Руководитель - учитель физической культуры Моисеева Елена Николаевна

4.Итоговый

Подведение итогов о проделанной работе

Учащаяся 9 класса Конкина Юлия

Руководитель - учитель физической культуры Моисеева Елена Николаевна

Диагностическое исследование учащихся 9 класса методом анкетирования (Констатирующий этап). Вопросы анкеты:

2. Перечислите мордовские народные игры.

4. Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень - налксемат-финнонь-угрань налхксемат»?

Критерии оценки результатов: 4-5 баллов - знают - высокий уровень; 2-3 балла - частично знают - средний уровень; 0-1 балл - не знают - низкий уровень.

В анкетировании приняло участие 12 учащихся. Диагностическое исследование на констатирующем этапе представлено в процентном соотношении в таблице 1, диаграмме 1.

Таблица 1

Наименование участников

Каких героев мордовского этноса вы знаете?

Какие игры называются народными?

Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры?

Частично знают

Частично знают

Частично знают

Частично знают

Учащиеся 9 класса

Анализируя данное исследование, можно сделать следующие выводы. На первый вопрос, «Каких героев мордовского этноса вы знаете?», из 12 опрошенных 6 учащихся (50 %) назвали: «Масторава», «Вирява», герои сказок и народных былин; 2 учащийся описал героя, но не смог его назвать, 4 учащихся (33,3 %) не смогли ответить на вопрос. Отвечая на второй вопрос, «Какие игры называются народными? Перечислите мордовские народные игры», из 12 опрошенных 10 учащихся (83,3 %) знают, что народные игры - это те игры, которые придумал народ и играет в них; 2 учащийся (16,6 %) не знает мордовских народных игр. Отвечая на третий вопрос, «Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры?», некоторые способности, такие, ловкость, быстроту, внимание отмечают 6 учащихся (50 %), а, к сожалению, 6 учащихся (50 %) не могут сформулировать те способности, которые развивают мордовские народные игры в человеке. Отвечая на последний вопрос, «Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень - налксемат-финнонь-угрань налхксемат»?», только 4-е учащихся (33,3 %) назвали: метание в мишень, стрельба из лука, перетягивание палки, бросание бревна, но не описали их, а 8 учащихся (66,6 %) назвали по 2 состязания, также не зная их сущности.

Диаграмма 1

Диагностическое исследование учащихся 9 класса методом анкетирования (Контрольный этап). В анкетировании после проведенной работы с учащимися 9 класса: классного часа на тему «Национальные традиции мордовского народа. Народные игры мордвы» приняло участие 12 человек. Диагностическое исследование на контрольном этапе представлено в процентном соотношении в таблице 2, диаграмме 2.

Таблица 2

Наименование участников

Каких героев мордовского этноса вы знаете?

Какие игры называются народными?

Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры?

Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень - налксемат- финнонь- угрань налхксемат»?

частично знают

частично знают

частично знают

частично знают

Учащиеся 9 класса

Диаграмма 2

Анкетирование показало следующие результаты. Отвечая на первый вопрос, «Каких героев мордовского этноса вы знаете?», из 12 опрошенных 8 учащихся (66,6 %) знают, что «Тюштя» - это герой мордовского эпоса, чем-то напоминающего древнегреческого Геракла. Тюштя научил мордву многим ремеслам, основал государство. Когда настала пора защищаться от врагов, собрал войско и научил его воинскому искусству. Для всех мужчин он провел первые испытания: те, кто забежит за ним на высокую гору, станут Ушманами, то есть воинами. Среди воинов устраивались состязания, и те, кто выигрывал их, назначались Ушмандеями - военноначальниками. После победы над врагом устраивались игры по- мордовски «налхксемат», на которых молодые парни соревновались в борьбе и владение оружием, мерились силой и готовили себя к будущим сражениям. Это и были «Тюштянь налхксемат» - игры Тюшти. «Тюрема» переводится как борьба, бой, драка. Отсюда название борьбы - «Тюштянь тюрема».

Пояснение по поводу терминов: название региона - Республика Мордовия: название народа - мордовский народ, мордва, но на самом деле это два этноса: эрзянский этнос и мокшанский этнос, эрзяне и мокшане. Мордовского языка нет. Есть язык эрзянский и есть язык мокшанский. Существует единый мордовский (эрзянский, мокшанский) эпос - «Масторава» (мать-земля), в котором рассказывается о Тюште и его подвигах. Включение в название борьбы имя Тюшти связано с эпосом и несет воспитательно-патриотическую нагрузку, а 4-е учащихся (33,3 %) дали краткие характеристики.

Отвечая на второй вопрос, «Какие игры называются народными?», 9 опрошенных (75 %) назвали, что те игры называются народными, которые придумал народ, играет в них, что они передаются из поколения в поколение, что в играх отображается основной вид деятельности народа; 3 учащийся (25 %) дал частичное определение народным играм. Отвечая на третий вопрос «Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры?», 7 учащихся (58,3 %) назвали такие способности, как чувство дружбы, товарищества, взаимовыручку, силу воли, упорство, а 5 учащихся (41,6 %) отметили только такие способности, как точность, скорость и силу. Отвечая на последний вопрос «Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень - налксемат-финнонь- угрань налхксемат»?», 10 учащихся (83,3 %) назвали: «Тюштянь налксемат» - это по-эрзянски, по-мокшански будет: «Тюштянь налхксемат», проявляя политкорректность, мы назвали фестиваль, проводимый в Республике Мордовия «Тюштянь налксемат - финнонь - угрань налхксемат». Получается «Тюштянь налксемат» (игры Тюшти) - по-эрзянски, «финнонь - угрань налхксемат» (финно-угорские игры) по-мокшански.

Комплекс состязаний «Финнонь - угрань налхксемат»

1. Метание в мишень ножа, топора, копья на точность.

2. Стрельба из лука на точность. Данные состязания являются реконструкцией. Нож, топор, копье и лук являлись основным набором вооружения финно-угорских воинов и охотников. Состязание на меткость позволяет привить интерес молодого поколения к истории.

3. Перетягивание палки.

4. Перетягивание хватом за кисть или палец, стоя на пеньках. Данные состязания в виду простоты и азартности позволяют проводить их на любой площадке и в любое время без подготовки для любых возрастных групп.

5. Поднимание бревна на количество.

6. Бросание деревянного шара или гири на дальность.

7. Бросание бревна на дальность. Данные состязания проводились между сильными мужчинами и являлись популярными, так как позволяли мужчинам проявить свою силу и достойно выглядеть среди своих сверстников и односельчан.

8. Бег в гору на скорость. Данный вид состязания взят из мордовского национального эпоса «Масторава». Эпический князь Тюштя набирал воинов, заставляя мужчин забегать на высокую гору.

Комплекс может быть расширен за счет включения в него состязаний финно-угорских народов, не вошедших в сферу исследования.

9. Бой мешками. Данное состязание проводилось среди самых маленьких и являлось предварительным этапом для последующего участия в поединках в более старшем возрасте.

10. Мордовская национальная борьба «Тюштянь тюрема». Этот вид борьбы является объединением традиционных видов поединков в различных областях проживания мордвы. За основу создания объединенного единоборства послужили традиционные состязания, как кулачные бои в Белинском районе Пензенской области, борьба на поясах на празднике «Акша келу» (белая береза) в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия, вольная борьба на празднике «Игрища» в Больше - Игнатовском районе Республики Мордовия, традиции рукопашных поединков в Дубенском районе Республики Мордовия .

11. Игра в мяч. Командная игра. Состав команды от 5 до 10 человек. Мордовская игра в мяч напоминает «ручной мяч» или «регби». Играют на площадке шириной от 6 до 10 метров и длинной от 10 до 20 метров. Цель игры: забить мяч в ворота (высота 1 метр, ширина 1,5 метра). Особенность игры - силовая борьба всех участников, а 2 учащихся (16,6 %) назвали состязания, но не смогли дать их полноценное описание.

Показатели уровня, t-критерия Стьюдента при сравнении средних арифметических значений по вопросам анкетирования (учащиеся 9 класса).

Таблица 3

Учащиеся

Кабаева О.

Басяркин И.

Бусаров А.

Курышева Р.

Фирсова А.

Мартынова А.

Цыганова Д.

Миронов Н.

Ширяев П.

Родюшкин А.

Артемов В.

Сред. арифмет.

Можно сделать следующие выводы. По результатам среднего арифметического показателя данной группы учащихся 9 класса мы видим, что проделанная работа: проведение классного часа и уроков физической культуры - отразилась на результатах данного исследования. По данным среднеарифметических показателей мы видим, что все результаты увеличились вдвое, а в некоторых вопросах втрое. Уровень знаний учащихся на констатирующем этапе по всем вопросам прослеживается и низкий, и средний, и высокий. Чего нельзя сказать о контрольном уровне, где по всем вопросам анкеты уровень знаний учащихся повысился до высокого, и только в трёх случаях - до среднего.

Мы понимаем, что этнокультуры имеют единую основу - общечеловеческие ценности, но каждый этнос своеобразно выражает и реализует их, исходя из национальных обычаев и традиций. Как общее, так и своеобразное в этнокультурах позитивно сказывается на воспитании, так как, во-первых - объединяет народ, а во-вторых - это показатель уровня развития этнокультуры. Культурно-исторические ценности родного края других народов - такова дидактическая последовательность обращения к ним .

Заключение

Данное исследование было посвящено проблеме мордовских народных игр как фактору этнокультурного развития учащихся в системе образования. Одним из важнейших из средств физического воспитания у мордвы и других народов издревле служила игровая деятельность. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. В арсенале традиционной культуры мокши и эрзи существовал определенный комплекс специальных мер, предпринимаемых с самого раннего возраста, направленных непосредственно на сохранение, укрепление и развитие физического здоровья людей. Грамотное использование достижений предшествующих поколений в области сохранения и развития физического здоровья способно улучшить ситуацию в сфере образования.

В процессе исследования было определено место мордовских национальных игр в воспитании учащихся, были рассмотрены формы и методы проведения народных игр. Определена необходимость мордовских национальных игр в программный материал урока физической культуры. Мордовские национальные игры несут в себе огромную педагогическую ценность, способствуют патриотическому воспитанию школьников, прививают любовь к родной земле, развивают физические качества, приобщают школьников к окружающему миру, к социальной действительности.

Библиографическая ссылка

Данилова Н.В., Муратова И.В., Извеков К.В., Ерофеев И.В. МОРДОВСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24614 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Похожие статьи